2015 год - начало нового периода
2015 год - начало нового периода
Названия поколений |
Годы формирования поколений в США |
Годы формирования поколений в мире |
Годы «Кондратьевских» циклов |
Gilded |
1822 – 1842 |
1787 – 1812 |
1 цикл (1803 – 1841-1843) |
Progressive |
1843 – 1859 |
1813 – 1838 |
|
Missionary |
1860 – 1882 |
1839 – 1864 |
2 цикл (1844-1851 – 1890-1896) |
Lost |
1883 – 1900 |
1865 – 1890 |
|
G.I. |
1901 – 1924 |
1891 – 1916 |
3 цикл (1891-1896 – 1945-1947 или 1890-1896 – 1939-1950) |
Silent |
1925 – 1942 |
1917 – 1942 |
|
Baby-Boomers |
1943 – 1960 |
1943 – 1966 |
4 цикл (1945-1947 – 1981-1983 или 1939-1950 – 1984-1991) |
Generation X |
1961 – 1981 |
1967 – 1990 |
|
Millenial generation (Y) |
1982 – 2004 |
1991 – 2014 |
5 цикл (1981-1983 – 2018 или 1984-1991 – ?) |
Homeland generation (Z) |
2005 – ? |
2015 – 2039 |
1. Поколение G.I. (General Issue, Government Issue, Galvanized Iron): герои-идеалисты, граждане-коллективисты. Воспитание ценностей этого поколения проходит в первую фазу Кондратьевской волны (см. Рис. 1), в среде сильной экономики и жесткой власти, что приводит молодежь к духовному конформизму (духовная «осень» на Рис. 1). Представители поколения самоуверенны, предпочитают активный и творческий образ жизни. Основными ценностями «образцового поколения» являются открытость, долг, мораль, оптимизм и прагматизм. В истории представители поколения G.I. становятся воинами, политиками, учредителями, олигархами и учеными-технологами. Среди известных людей, воспитанных в эпоху граммофонов и монохромного кино – Н.С.Хрущёв и Г.К.Жуков, а также американские президенты Дж.Ф.Кеннеди, Р.У.Рейган.
Подобное поколение (Y, Millenial Generation) формировалось на переломе демографической кривой, в момент перехода к глобальному миру. Именно это поколение перестало использовать аналоговые технологии работы с информацией и перешло к мобильной сетевой форме общения, став «рупорами» социальных сетей. Поколение Миллениум активно участвует в волонтерских акциях и общественных движениях, подтверждая крылатые слова о том, что у них «вместо сердца – пламенный мотор». Фенотип и ценности поколения Y сильно отличаются от предшествующих аналогичных поколений вследствие адаптации к соцсетевым инструментам общения:
• толерантность к низкокачественной аудиовизуальной репрезентации;
• фрагментарность мышления и формулировок,
• невнимательность в сочетании с параллелизмом действий;
• пристрастие к информационному сёрфингу;
• привычка к анонимности в условиях постоянной слежки;
• пренебрежение к интеллектуальной собственности;
• утрата инструментальных навыков и интереса к материальным технологиям.
Чувствительность среднестатистических представителей поколения Y к общественному мнению индуцирует деятельность по созданию фиктивных рейтингов, что укрепляет привычку к формализму и воспитывает моральный релятивизм.
Современная дидактика должна найти способы отвлечения внимания поколения Y от развлекающих коммуникационных устройств, решить задачи по коррекции невежества, дизлексии, дисграфии и морфологических дефектов. Науке еще предстоит исследовать эволюционные последствия замены рукописного письма печатью большим пальцем и сенсорными жестами, которые используются в смартфонах и планшетных компьютерах. Мобильные устройства для работы с информацией неотъемлемы от образа поколения Y, готового воспринимать в окружающем мире только то, что анонсировано через экран. Инфоцентрический подход к дидактике позволяет предсказать, что наиболее продуктивным для обучения поколения Y является экранный видеометод [6].
2. Поколение Silent основатели Теории поколений характеризуют как молчунов-исполнителей и скаутов-формалистов [12]. Ценности этого поколения закаляются в суровых условиях глубочайшего кризиса экономики, власти и духа (духовная «зима» на Рис. 1). Подобный период переживали США в 30-е годы XX века. Экстраполяция графиков на Рис. 1 указывает на начало ближайшего тройного кризиса в 2015 году. Представители «молчаливого» поколения XX века формировали представления об окружающем мире из книг, учились экономить и активно голосовать за новую жизнь. Активно используемые «молчаливым» поколением средства обмена информацией: письма и печатные книги, телеграф и факс, граммофон и патефон, радио, фотографии и диапозитивы, кино и телевидение. Воспитанники тройного кризиса доверчивы, внешне скромны и склонны к самопожертвованию, проявляют себя в области экспертизы, правопорядка и консенсусного руководства, представляют собой активный электорат. Неизгладимые следы этого поколения в истории оставили Ю.А.Гагарин и М.С.Горбачев, а также американский президент Дж.Г.Буш (старший).
Можно ожидать, что будущее аналогичное поколение (Homeland Generation, Z) откажется от телевидения, радио и оптических дисков, получая представление о мире из закрытых соцсетевых групп и сформированных по индивидуальному запросу изданий медиаресурсов. Не исключено, что фенотип этого поколения будет вырабатываться на фоне глобальной модернизации принципов дидактики:
• посильность, своевременность, последовательность и понятность уступят место суггестии;
• наглядность станет мультисенсорной;
• целостность системы знаний трансформируется в кооперативное формирование уникальной личностной компетентности из суммы стандартных компетенций [8];
• вместо повторения будет использоваться рандомизация материалов; контроль знаний превратится в тотальный мониторинг;
• добровольность обучения проявится во время выбора вариативных курсов;
• индивидуализация траектории обучения элиминирует групповые занятия,
а платные формы обучения вернут утраченное предшествующим поколением Y уважение к интеллектуальной собственности. Возможно, что практика уровневого обучения в сочетании с междисциплинарным формированием множества компетенций [8] воспитает у поколения Z управленчески продуктивную способность к последовательной организации ансамблей параллельных операций [5], а доступные 3D-принтеры привлекут интерес к материальным технологиям. Можно ожидать, что в условиях приближения к «Точке сингулярности» [15] на фоне успехов нано-, био-, информационных, кибернетических и когнитивных технологий поколение Z сможет заменять неисправные части организма и сохранит основное кредо аналогичных себе предшественников: «То, что тебя не убивает, делает сильнее».
3. Поколение B-B (Baby-Boomers) формируется в условиях подъема рождаемости, восстановления экономики, укрепления новой власти и возрождения морали (духовная «весна» на Рис. 1). В этот период человеческое общество обогащается пророками и трудоголиками, адаптированными к командной работе и параллелизму действий. Главные ценности этого поколения – моральный абсолютизм, профессионализм, карьерный успех, физическое здоровье и красота. Нестабильность условий духовной «весны» создает вероятность превращения отдельных «Беби-Бумеров» в моралистов-подстрекателей.
В работе с информацией представители этого поколения привыкли уважать интеллектуальную собственность и использовать аналоговые технологии. Следует отметить, что в период перехода к «информационному обществу» представители «Беби-Бумеров» с удовольствием осваивают новые гаджеты и успешно конкурируют на рынке труда с поколением X. Наиболее заметными на исторической арене, как правило, оказываются идеологи морали и стратеги, такие как В.В.Путин и Д.А.Медведев. Среди американских президентов, воспитанных в поколении «Беби-Бумеров» – Дж.У.Буш (младший) и У.Д.Клинтон.
Современная информационно-технологическая среда хорошо адаптирована к фенотипу «Беби-бумеров» и поэтому их профессиональная переподготовка вызывает наименьшее количество дидактических проблем. Аналогичное поколение, которое следует за поколением Z, будет вынуждено адаптироваться к новой совокупности ролей человека в машинно-управляемом обществе после «Точки сингулярности» [15].
4. Поколение Lost получило свое название в память об исчезнувших колонистах первого постоянного английского поселения Роанок в Северной Америке. Альтернативные характеристические наименования представителей поколения: эмигранты, кочевники, акселераты, менеджеры. Формирование этого сильного духом поколения (духовное «лето» на Рис. 1) происходит на фоне экономического спада, слабовластия и отсутствия опеки со стороны много работающих родителей (поколение детей «с ключами на шее»). Условия способствуют критике власти, творческому пересмотру социальных и духовных идеалов. Именно в этот период взращиваются адепты неформальных взглядов с гендерной окраской (равноправие полов, борьба за права сексуальных меньшинств) и адреналиноманы, ищущие страха ради эмоций. Основными ценностями поколения становятся свобода, честь, реализм, искусство выживания и глобальная информированность. Для получения, хранения и передачи сведений в конце XIX века поколением Lost использовались письма и печатные книги, телеграф и факсимильные аппараты, фонографы и радио, а также фотографии.
Поколение самодостаточных универсальных специалистов, склонных к последовательному решению проблем собственными силами – прекрасная среда для формирования проницательных прагматичных руководителей и ученых-теоретиков. Яркими представителями поколения были А.Эйнштейн, В.И.Ленин и И.В.Сталин. Среди наших современников – американский президент Б.Х.Обама.
Подобное поколение (Generation Х) оказалось последним перед началом глобальной информатизации. На смену фонографу пришли электрофон и магнитофон, наряду с которыми активно использовались видеомагнитофоны, кино и телевидение, персональные компьютеры и принтеры. Представители поколения Х привыкли к надежным аналоговым и локальным инструментам работы с информацией, вследствие чего могут критически относиться к вариабельности цифровых технологий и нестабильности сетевой информационной среды. Прагматизм поколения X в сочетании с независимостью от общественного мнения, по всей вероятности, отсрочит исчезновение устройств для локального чтения электронных книг в период тотального господства «облачных» сетевых технологий. Можно ожидать, что одинаково высокая требовательность к качеству сенсорной репрезентации позволит найти общий язык представителям поколений X и Z.
Переходные поколения. Адаптация к изменению условий обогащает информационную среду. В моменты перехода к новому периоду возникают предпосылки для воспитания уникальных личностей, сочетающих в себе свойства двух соседних поколений. Дети «переходных поколений» могут оставить в истории особенно яркий след. Среди них – американские президенты Т.Рузвельт и Дж.Э.Картер. Теодор Рузвельт воспитывался в переходный период между поколениями «Progressive» и «Missionary» (аналоги поколений «Silent» и «Baby-Boomers». Примечательно, что Т.Рузвельт стал первым и единственным президентом, удостоенным высшей военной награды своей страны (Medal of Honor). Джеймс Картер, сочетавший в себе признаки поколений «G.I.» и «Silent», оказался единственным президентом США, который получил Нобелевскую премию мира (2002 г.) после ухода с поста руководителя страны.
Количество показов: 44216
Автор(ы): Каспаринский Ф.О.
Ключевые слова: 2015, прогнозы, планы, Каспаринский, МАСТЕР-МУЛЬТИМЕДИА,
Количество голосов: 8
(Голосов: 8, Рейтинг: 3.96) |